Созданная в 1996 году группа «VIA ЧАППА #1» почти сразу же начинает
концертную деятельность. Репертуар составляет 4-е композиции,
написанные Патриком и Дже. В то время никто из участников коллектива
даже не предполагал, что концерты могут оплачиваться деньгами(!) Это
выглядит смешно, особенно сейчас, однако те времена были лишь
окончанием времён Великой Романтики 90-х. В конце концов, через 5 лет
именно это привело группу к краху… В конце 1997 года выходит дебютный
альбом «Доброе утро, господин Белый Человек». В середине 98-го Патрик
отправляет изданную кассету «Д.У.Г.Б.Ч.» по адресу журнала «Хип-хоп
Инфо». Через некоторое время Влад Валов приглашает группу «VIA ЧАППА
#1» участвовать в Фестивале «Рэп м’ьюзик-98». Ребята приезжают в
столицу, находят здание МДМ, проводят саунд-чек. Бойцовский характер
был проявлен, но публика «не просекла темы». Слишком рано… Слишком рано
было экспериментировать с мелодикой. Группу принимали в Уфе, но общее
хард-коровое настроение Столицы не пропустило Музыку в массы. Однако
парни не осознавали того, что сильно забегают вперёд. Ещё долгие годы
все ныне известные и признанные рэп-группы будут драть фишки с альбомов
и клипов группы «VIA ЧАППА #1». Но «Рэп м’ьюзик-98» запомнился не
только разочарованиями. Фестиваль был ценен в первую очередь
возможностью общения. Ленин и Эл из «Белых братьев», Фэнс из «Типичного
ритма», Фоззи из «Т.Н.М.К.», - они праздновали победу в Фестивале и
стали друзьями группы «VIA ЧАППА #1». «VIA ЧАППА #1» не взяла никакого
призового места, однако этот факт не сильно расстраивал друзей, так как
уже через неделю после фестиваля увидел свет второй альбом группы –
«Буря и натиск». «Кто-то берёт чужие призы, а мы берём свои пластинки»,
- мрачно шутил Патрик в то время. Но вернёмся ко второму альбому… В
отличие от своего предшественника он выглядел внешне куда более мягким.
Появились откровенно мелодизированные и совершенно не рэповые
композиции. Тогда же участники группы узнают, как называется то, что
они исполняют – R’n’B. В России ещё никто не до того времени не
притрагивался к этому золотому направлению хип-хопа, и «VIA ЧАППА #1»
стала законодателем моды в этом направлении. Конечно, стиль R’n’B парни
понимали в то время по-своему, но это был уже не раггамуфин Михея из
Bad B. и не пассажи ставропольского «Kitten Beat». Это зарождалась
школа. Школа зарождалась настолько серьёзно и глубоко, что, не
согласившись с уходом «от бита в мелодии» из группы уходит Иззи.
Остальные участники оставляют двери открытыми и продолжают эксперименты
над хип-хопом, а также концертную деятельность. Вообще, 98-ой стал
переломным годом в жизни группы и её участников. Потеряв всё и не
перенеся последствий дефолта в августе, когда российская экономика
рухнула, а рубль обесценился более чем в три раза за несколько дней,
лидер коллектива Патрик «садится на стакан». Вот что он сам вспоминает
о тех днях: «Неприятности сыпались на меня одна за другой. Я был
подавлен. На работе меня отправили в бессрочный административный
отпуск, и я остался без постоянного дохода. Я был слаб, и порок
использовал это – совершенно осознанно я начал регулярно пить водку.
Денег хватало лишь на пузырь, пельмени и сигареты… Я пил ежедневно,
после работы, во время работы и вместо работы. Я пил много – за год
выбежало не менее 230 литров (то есть примерно 0,7 литра в день). Тогда
же решил уехать на постоянное место жительства в Германию. Нужен был
загранпаспорт, а военника не было. Я пошёл менять заныканные 200 баксов
на решение проблем с военным билетом, но меня швырнули как щенка на эти
деньги, и я остался совершенно ни с чем. В довершение всего, во время
одной вечеринки, где наша группа выступала, я вместе с пацанами и с
Пафой (барабанщиком Земфиры) буцканул промоутера этой вечеринки.
Совершенно дикая история… Ужасно то, что этого промоутера ещё и
порезали, а он указал на меня. Чёрт, я даже не помнил, где я был в тот
момент, а он указал на меня… В общем, мне пришлось возмещать ущерб его
здоровью и моральный ущерб тоже. Я попал в долги, долго выбирался из
них разными способами. Водка заливала мои несчастья, но я не знал тогда,
что именно водка и провоцировала меня на дерьмо. Я стал гангстером,
дерьмовым гангстером.» Забегая вперёд, хочется отметить, что
патриковский «алкомарафон-98» закончился лишь в 2002 году, а за эти
четыре года он выпил более 1000 литров водки!!! «У нас возникли
разногласия на тему творчества группы, Иззи видел всё так, а я всё
по-другому. Договориться становилось всё сложнее, и мы старались решать
вопросы по-дружески, с бутылочкой-закусочкой. По пьяному делу однажды
я, видимо, начал продавливать мелодику, а Иззи продолжал давить, что:
«**йнёй страдаешь!». Ему показалось, что я использовал его идеи для
СВОИХ ПЕСЕН, а я настаивал, что не использовал его идей для ПЕСЕН
ГРУППЫ. Мне это всё не нравилось, а он вывалил давно заготовленное
решение уйти из группы. Не знаю, была ли это попытка шантажа, я просто
сказал, типа, ладно, но дверь открыта, и когда отдохнёшь от меня –
возвращайся! Когда свалил Иззи, я сжал зубы и решил пахать дальше. То
же решили и Шуралей и Дже, и работа закипела. Мы выступали в Уфе и
городах республики, мы жили и старались не отвечать на провокационные
вопросы, а когда приходилось отвечать, то делали вид, что всё так и
должно быть. Математика и анализ, а также накопленный опыт и личные
пристрастия, - вот что я использовал в работе над очередным альбомом.
То же использовал и Шуралей, создававший тогда музыкальные шедевры,
украсившую третью пластинку…» В конце 1998-го года студию «Муха», где
работали над своей музыкой парни из «V4#1» посещает Максим Швачко,
тогдашний технический директор студии «Союз» - монстра звукозаписи
90-х. Максим отсматривает только что законченный дебютный видеоклип
«Главный удар», отслушивает два изданных альбома и просматривает новое
демо. Намереваясь начать собственный рекордз-бизнес, он предлагает
Патрику подписать контракт (это легло в основу интро КОНТР-АКТ к
альбому «В тихом городе снов»). Узнав об этом, в группу возвращается
Иззи:). Группа соглашается с условиями контракта, и 14 мая 1999 года
«VIA ЧАППА #1» становится первой ласточкой империи
WWW.RECORDS&«НИКИТИН», подписавшей в будущем договора с Земфирой,
Бутусовым, Гостями из будущего, Калиновым мостом, Бутчем, Люменом… Но
для начала Максиму Швачко Патрик передает кассету с демо-записью песни
«В тихом городе снов». Странно только то, что через пару месяцев на ТВ
начинается взлёт хита группы Hi-Fi «Отпусти меня мама…», и слова и
музыка этой песни удивительным образом совпадают и напоминают слова и
музыку песни «В тихом городе снов». (Позже «VIA ЧАППА #1» переписывает
часть слов и кардинально изменяет аранжировку своей песни). Вдвойне
странно, но хозяином этой группы является именно М.Швачко… Летом
1999-го года «VIA ЧАППА #1» оказывается в Москве. Надолго. Снята
квартира, арендована студия, созданы условия. «Продюсер башляет за
хавчик, за пиво и за угар», - напишет домой один из участников группы.
Это почти счастье. О чём можно ещё мечтать? Однако, что-то не прёт, не
получается. В тусовку не влились, танцевальных хаус-миксов не
понаделали, супер-звёздами не стали. Парни собираются домой… «VIA ЧАППА
#1» дописывает альбом «В тихом городе снов» осенью в Уфе, на родной
студии «Муха». Там же был снят второй и третий видеоклипы. А 1-го
декабря 1999 года были получены первые, окончательно сведённые дорожки
культового альбома. В январе 2000 года пересведенный и отмастеренный
альбом «В тихом городе снов» увидел свет. Это была сага об уличной
жизни, которой жили в то время участники группы «VIA ЧАППА #1» (и,
слава Богу, пережили). Это была путёвка в рэп-сообщество… Ярко
сформированный и чисто выполненный продукт от «VIA ЧАППА #1» стал
образцом смешения фирменного R’n’B, рэпа и рэгги и, более того, стал
визитной карточкой группы «VIA ЧАППА #1». Презентация альбома «В тихом
городе снов» состоялась тогда же в Москве и через день в Питере в
клубной обстановке. Гостями были практически все рэп-единицы и
коллективы, за редким исключением. Альбом получился настолько удачным,
что до сих пор продаётся десятками тысяч экземпляров ежегодно. В 2001
из группы уходит Дже. Семья и бизнес, так, кажется, он объяснит
товарищам причину ухода. Никто не удивится этому – в альбоме «В тихом
городе снов» присутствие Дже наблюдается лишь в зачитке и в создание
всего 4(!) строк к песне «На моём горбу». Дже продолжит самостоятельно
своё творчество, но это будет позже и не столь результативно. Группа
начинает экспериментировать, и Шуралей предлагает заменить Дже собой!
Уже в мае в одном из клубов Уфы состоялось «новое пришествие» группы
«VIA ЧАППА #1». Новое звучание группы, новый репертуар и самое главное
новое техничное и совершенное исполнение песен поднимает группу на
вершину мастерства того времени. С этого момента «V4#1» обладает одной
«секретной особенностью» – артисты «VIA ЧАППА #1» ТЕПЕРЬ УМЕЮТ
ВЫСТУПАТЬ НА ЛЮБОЙ АППАРАТУРЕ И ДЕЛАЮТ ЭТО НА ПОРЯДОК ВЫШЕ ДРУГИХ!!!
Секрет свой группа сохраняет и по сей день, даже когда состав её
обновился полностью, если не считать Патрика. Но, это все впереди…
Летом 2001 года Шуралей пишет новую музыку, а Патрик сочиняет новые
слова, но не может взять верхних нот в припеве (просто не его регистр).
Шуралей предлагает позвонить Михею экс-«Bad B.». Так была создана песня
«По волнам», давшая целое направление группе «VIA ЧАППА #1». Это
направление вылилось в запись целиком feat’ового альбома (или как его
тогда называли – максисингла) «По волнам». В работе над альбомом
приняли участие Михей, Вячеслав Бутусов, Максим Фадеев, гр. «Тотал»,
гр. «М.Спиритс», Анна Колчина и многие другие… «Мы хотели попасть на
радиостанции, но тогда не хватило опыта», - скажет позже Патрик.
Действительно, на альбоме «По волнам» были собраны хиты. Но эти хиты
обогнали своё время на два года… Тем же летом 2001 года Патрик помогает
в продвижении некоторым неизвестным или начинающим исполнителям и
помогает в записи их альбомов. Так вплоть до конца 2002-го года в Уфе
при его непосредственной помощи были полностью записаны альбомы
питерской группы «Фактор и Гусь (7.62)» - «Там, где не гаснут звёзды» и
ставропольской группы «Green Dog» - «На 45-ой параллели». Интересно,
что эти коллективы не испугали двухтысячекилометровые(!) расстояния и
полугодовые лишения и сложная студийная работа. Однако материал
получился отменным. Вот результат! Уфимские исполнители также нашли
помощника и соратника на студии в лице Патрика – Грин$тар, Killa Hillz,
Пицца, Асман, D.A.Sound и многие другие стали постоянными гостями
студии, а миру был явлен творческий союз «Музыка Европа Азия». Каждый
из участников союза получал не столько доступ к микрофону, сколько
консультации и советы, основанные на накопленных знаниях и секретах
мастерства не всегда трезвого Патрика. Да и остальные члены группы и
сами неизвестные исполнители жёстко пьют или курят. Однако летом 2002
года во время съёмки фильма «День хомячка», где артистам группы «VIA
ЧАППА #1» было поручено сыграть пару эпизодических ролей, Патрик
завязывает со стаканом навсегда… Кардинальным стал в жизни группы «VIA
ЧАППА #1» год 2003-й. Зимой Патрик и Асман, которого приглашает Патрик
в качестве нового коммерческого директора группы, начинают возрождение
созданного Асманом в конце 90-х фестиваля «ХИП-ХОП КОЛЛЕКТОР».
Фестиваль задумывается не как конкурс, а как праздник хорошего
хип-хопа, на который может попасть любой желающий. Весной им удаётся,
собрав концертный коллектив из групп «VIA ЧАППА #1», «Фактор и Гусь»,
«Асман и Пицца», «Killa Hillz», «Грин$тар», «Фанки Фэмили», «Green Dog»
дать показательные фестивальные выступления в нескольких городах
республики Башкортостан. Уже осенью «ХИП-ХОП КОЛЛЕКТОР» гремит по всей
республике, охватывая более 10-ти городов и более 60-ти хип-хоп
коллективов. Фестиваль посещают в качестве гостей и участников
оригинальные группы из Поволжья "Типичный ритм” «V-Law», «Район моей
мечты», «Пен-а-Пласт», «Our Street», «Майами squad» и многие другие…
(Позже Фестиваль пройдёт и за пределами Башкирии – в Йошкар-Оле, в
Н.Челнах и других городах Поволжья.) Усилиями Асмана и Патрика
фестиваль «ХИП-ХОП КОЛЛЕКТОР» стал самым демократичным и «самым
сетевым» в истории российского хип-хопа. 26 сентября 2003 года после
Фестивального концерта в г. Бирск Шуралей и Иззи отказались участвовать
в деятельности Фестиваля на подвижнической благотворительной основе, то
есть безвозмездно. Патрик заявил о своём решении продолжать бесплатную
гастрольную деятельность для развития республиканского хип-хопа. В
ответ на это товарищи по группе запретили ему использовать имя «VIA
ЧАППА #1» в фестивальном туре, а Патрик заявил им о начале сольной
деятельности под псевдонимом Святой Патрик. С этого момента прежняя
группа «VIA ЧАППА #1» по сути, перестала существовать… Патрик
действительно продолжил свою гастрольную деятельность как «Святой
Патрик из «VIA ЧАППА #1»», чем поднял популярность и себе, и группе
«V4#1». А бывшие товарищи по группе так ничего и не сделали вплоть до
марта 2004 год. В тот момент Патрик занимался записью сольного альбома
и организацией очередного «ХИП-ХОП КОЛЛЕКТОРА». «Этим Фестивалем я
лично исправил ошибку, совершенную мной в 2000 году, когда я не желал
помогать развитию уличной культуры. А другая, известная ныне рэп-группа
занималась развитием хип-хопа и добилась больших результатов. Я просто
перестал бухать и увидел, как много неправильного и неверного я делал и
продолжаю делать. С этого момента я решил исправить, что ещё можно
исправить и после этого идти вперёд. Теперь могу сказать точно – в моей
республике нет ни одного молодого человека, не получившего возможности
притронуться к культуре «хип-хоп», - говорил тогда Патрик. Но в судьбе
«VIA ЧАППА #1» завершался период жизни, связанный с прошлым, которое
все чаще тянуло назад, чем помогало двигаться дальше. Атмосфера
накалилась, и все были в ожидании перемен… 2004 год стал поворотным в
судьбе группировки. После двухлетнего затишья со времен выхода
последнего альбома «По Волнам» и тяжелой ротации одноименного
видеоклипа на главных телеканалах страны, команда заново восстает из
пепла, на этот раз совершенно в новом обличии – на смену Иззи и
Шуралею, под знамена Святого Патрика приходят новые легионеры: Асман
& Пицца, KillaHillz & Грин$тар. Чебоксары, Йошкар-Ола,
Набережные Челны, Волгоград, Оренбург, Челябинск – эти города первыми
увидели новую группу, которая с этого момента начинает возвращать себе
утраченные позиции в элите русского рэпа. Популярность, а вместе с ней,
и востребованность группы растет в геометрической прогрессии, и сегодня
можно с полной уверенностью обнародовать, что «VIA ЧАППА #1» –
коллектив, который за первую половину 2004 года дал несоизмеримо
большее количество концертов и выступлений (конкретная цифра является
коммерческой тайной Министерства Финансов МЕА), чем кто-либо еще среди
российских хип-хоп команд и исполнителей. За счет пополнения «клана»
новыми игроками, каждый из которых является профи в своей области,
заметно обогатился и расширился репертуар, формат и стилистика – на
данный момент в плейлисте команды можно найти все: от регги до
хард-кора, от соул до bounce. Неизменным осталась мелодика и
легкозапоминаемость песен. По прежнему в приоритетах – не простые
«детские считалки», а сложный контент, где над одним только куплетом
работа может длиться по нескольку месяцев… Не секрет, что современная
группа «VIA ЧАППА #1» - это не просто рэп-команда, записывающая и
распространяющая свои альбомы, это сложный организм, где каждый из
участников имеет свой сольный проект (и, кстати, имел его задолго до
работы в команде). «VIA ЧАППА #1» стала своего рода «драгоценным
украшением», в котором собраны совершенно разные «бриллианты», каждый
со своей неповторимой индивидуальностью и красотой. Святой Патрик,
глава группировки – общепризнанный гуру gangsta-rap'a & R`n`B
течения в российском хип-хопе. Сольный проект значительно отличается от
работы в команде – в нем почти отсутствует рэп, как таковой, что
нисколько не преуменьшает его доступности. Ритмичное пение закачивает с
самых первых строк… Пицца пока является основным битмэйкером в группе.
Волшебник джаза и фанка, он знает, как делать стопроцентные хиты.
Обладатель фирменной читки и неординарного голоса, ему без разницы, что
нужно исполнить, будь-то спиричел a-la Boyz II Men или агрессивная
атака в стиле KRS1. Но для первого альбома как сольного исполнителя, он
решил объединить усилия с Асманом – следующим солдатом VIA ЧАППА #1,
тем более, что ингредиенты у этого получившегося коктейля действительно
разные, как по духу, так и по звучанию, ведь это два совершенно
непохожих друг на друга МС. Их дуэт так и называется – Асман &
Пицца и уже известен в России и СНГ. А совсем недавно вышел 5-й альбом
VIA ЧАППА #1 "Взлетая вверх", который одновременно является первой
сольной работой Асмана и Пиццы. Когда-то их было двое, потом четверо,
потом трое, пятеро, теперь снова трое. Пролетают годы, меняется состав
и количество бойцов, но остаётся Настрой и Вера. «Я смотрю вперёд и
вижу новые вершины, которые раньше были скрыты за алкогольной пеленой и
за непокорёнными высотами», - признаётся сегодня Патрик, - «Мне
кажется, теперь мы готовы к тому, чтобы подняться на музыкальный Олимп
и радовать наших слушателей новым творчеством»… На пороге новой эры
российского хип-хопа, а именно его слияния с миром шоу-бизнеса, «VIA
ЧАППА #1» уже готовит новый взрыв из ядерной смеси, продолжая на
протяжении уже восьми лет радовать благодарного слушателя своими
песнями, которые всегда становятся «народными». «Кто не с нами, те
будут с нами!» - говорят тебе герои современного рэпа и если ты тоже
хочешь стать #1, то время пришло! Будь готов!
Песня "По волнам" использована в фильме О. Бычковой "Питер FM"